rumanna

Mиру о Mире

Россия без края Как я провела это лето (или “отдых в Курортах Краснодарского края, июль 2014”)

Этот информационный блок появился по той простой причине, что многие считают нормальным, брать чужую информацию не уведомляя автора (что не так страшно), и не оставляя линк на оригинал и автора — что более существенно.  Я не против распространения информации — только за.

Только простое условие — извольте подписывать автора, и оставлять линк на оригинальную страницу в виде прямой, активной, незакрытой от индексирования, и не запрещенной для следования роботов ссылки.

В противном случае, это считается воровством.

Приятного просмотра!

Как я провела это лето (или “отдых в Курортах Краснодарского края, июль 2014”)

(91 голоса, среднее 5.00 из 5)
Нравится

Вместо предисловия.

Итак, мои дорогие любители экстрима, сейчас я расскажу вам, как провела 12 дней среди курортов Краснодарского края (далее - ККК). Знаете, это показалось мне не менее экстремальным, чем, скажем, спуск в ущелье Маски или ночное восхождение на Моисееву гору в Египте. Но обо всё по порядку…

***

Началось всё внезапно, после обеда с моей подругой Юлей, у которой свекровь живёт в Краснодаре и имеет дачу в неком маленьком посёлке Широкая Балка под Новороссийском.
- А поехали к нам на дачу! Ты с ребёнком и я с детьми. Там дом большой, 5 спален, все удобства есть…
В принципе, разъездного отпуска у меня в этом году не предвиделось, да и ККК не сильно меня привлекали (хоть я там ни разу и не была), но тут Юля изрекла коронную фразу, после которой отказаться я была уже не в силах:
- Правда, там до моря 3 километра, но у нас есть на всех горные велосипеды, со скоростями…
Это же как раз то, что нужно! Съел мороженку на пляже - крути педали в гору, отрабатывай. Да и опять же - вееееееелики… и, что характерно, ККК! Я ж там ни разу не была, поэтому всё должна увидеть сама, а не верить каким-то слухам!

Муж вечером долго ржал надо мной, но билеты купил - когда жена хочет отдохнуть, её ничто не остановит.

Ночером мы приземлились в аэропорту Краснодара - нас там встречала Юлина свекровь и ждала одна ночёвка перед отправкой в Широкую Балку. Аэропорт Краснодара поразил моё воображение: под установленной на железных подпорках крышей из профнастила бежала одинокая лента траволатора - выдача багажа буквально под открытым небом.

Юля сказала, что у них тут пока ремонт. Но это мы заметили и сами, когда проходя по огороженному тем же материалом, что и мнимая крыша, коридору на улицу, прямо перед нами со стройки упал камень. Шире шаг - быстрее к выходу!

Переночевав в Краснодаре, утром поехали в сторону Новороссийска. Конечно, жёлтые поля подсолнухов и молодой Кавказ вдали впечатляют! А ещё там всё засажено ровными рядами всяческих растений: виноградники, помидоры, арбузы, какие-то деревья… Всё растёт, цветёт и колосится: сразу видно, что край и вправду благодатный. Это вам не подмосковные поля, ровно засаженные дикой травой!

От Широкой Балки (посёлок за Новороссийском) мы свернули куда-то в гору и поехали на дачу. Когда закончилась асфальтовая дорогая, я была спокойна - у нас в стране вообще мало где асфальт лежит, но когда вокруг вырос непроходимый лес, без единых признаков цивилизации, я заинтересовалась…

Дом действительно оказался большим, со всеми удобствами внутри: газ в баллоне, электричество центральное от столба, вода насосом из скважины, с/у в доме. Нормальный такой деревенский отдых, только с морем. Но вот чего там не было, так это связи и магазинов на ближайшие 3 км. Аптеки, врачи и прочая роскошь - только в Новороссийске, а это (если я не ошибаюсь) порядка 30-40 км. Местами в доме работал МТС (это не реклама - это установленный усилитель сигнала), поэтому какой-никакой, а интренет на планшетке имелся.

В общем, накатили шампанского и окунулись в мир дикой, непуганой южной природы под ярким Краснодарокрайским солнцем.

Короткое лирическое отступление. Если вашему ребёнку понадобится осмотр врача в выходные (а уж не дай Б-г в воскресенье после часа дня!), то в это время в Новороссийске не работает никто, даже платники. Только центральная больница (если повезёт, то вам даже скажут, где это). Но на совесть местных врачей, если ничего серьёзного нет (т-т-т), то осмотрят и отпустят домой даже не спросив полис и не взяв деньги. Такой альтруизм, к слову, нынче большая редкость.

Итак. Море. Конечно же, море! Значит надо туда непременно поехать.
Море слегка попахивало чем-то… хм… сероводородным, но выглядело чистым. “Это водоросли доцветают,” - пояснили мне. Преодолев полосу препятствий крупногалечного пляжа, я впилась ногами в воду. Отбросив все сомнения, нырнула и поплыла. Нет, море, это всё-таки МОРЕ! Как рукой сняло всю усталость и смыло нехорошие мысли - я подумаю  эти мысли как-нибудь в другой раз.

Уезжая на неделю в Краснодар на работу, Юлина свекровь оставила нам забитый до отказа холодильник и запасы бутилированной питьевой воды, так что волноваться на эту тему было не о чем.

Опробовали велики, спустились к морю (спускаться с горы легко - успевай только притормаживать), искупались и пошли заказывать экскурсии. Из экскурсий приглянулись Пшадские водопады (с дольменным комплексом по дороге) и заманчивая экскурсия под названием “Лотосы”. На том и порешили - вторник и четверг у нас будут экскурсионными.

Обратный путь на великах был в гору, 3,5 км… В общем, при желании доехать можно!

В связи с тем, что у нас назрел угольный дефицит, а мясо уже томилось в маринаде и ждало ужина, мы нашли сухие поваленные деревья на участке, не менее сухую лиану и пожарили котлетки прямо на огне! Прекрасный сельский отдых!

Белое в банке - это соль.

А дальше началось страшное… Как только стемнело (а ночь здесь ватно-тёмная, что-то видно только в пределах луча фонаря), вокруг в густой, подсохшей от жары растительности, начало что-то шуршать… Посветишь в сторону звука фонариком - не шуршит, зато начинает шуршать с другой стороны. А потом где-то не очень далеко послышался плач ребёнка. Откуда бы взяться маленьким детям в такой глуши? Но через несколько секунд плач перешёл в хрип и затих…

- Юля, что это было?..
- А, это шакалы. Не обращай внимания - они обычно к людям близко не подходят!

После этих слов ребёнок стал каждую ночь закрывать все ставни в доме, лично проверять двери, а засыпать только держа меня за руку.

Кстати о шуршиках в кустах. Самый страшный зверь - это, сука, ёж. Он маленький, но звука от него, как будто сквозь кусты пробирается животное не меньше кабана. Приходил каждую ночь, как по расписанию - доедал харчи, припасённые для местной приходящей кошки.

Ел всё: недоеденную утром детскую кашу, шашлыки и даже макароны с кетчупом. И ещё я тут узнала, что, оказывается, не все взрослые люди (даже Люся!) в курсе, что ежей категорически нельзя поить молоком. Почему? Да потому что молоко для них - прекрасное слабительное. Хотите новых непередаваемых впечатлений? Тогда смело экспериментируйте!

Рано утром во вторник мы накормили детей, собрали рюкзаки и отправились на экскурсию “Пшадские водопады”. Поскольку мы находились в непроходимой глуши, а до автобуса было порядка 2,5 км, мы решили поехать до остановки на велосипедах… На моё искреннее удивление на тему оставления на целый день 5 бесхозных горных велосипедов (в России всё-таки живём), Юля сказала, что она так уже делала: “Там есть отличные кусты и пара деревьев, к которым можно пристегнуть велосипеды”.
Правда, в погоне за облагораживанием территорий (даже если это не всегда уместно), кусты срубили, а площадку забетонировали… Но деревья остались! В общем, я продолжала слегка нервничать, а Юля - оставаться спокойной, как Дзэн буддист.

Когда мы оплачивали это спланированное приключение, продавец сказала нам, что “если хотите, можете взять с собой купальники, чтобы искупаться в водопадах”. Я было подумала - данунафиг! Зачем мне купаться в наверняка ледяных водопадах? Не буду брать! Но моя боевая подруга отговорила меня от этой мыли - надо сказать, пророчески…

Путь наш лежал в район Михайловского перевала. Эта горная долина связана с именем М. Ю. Лермонтова, который участвовал в боях с местным населением в 1837 году. С тех пор здесь существует поселок Михайловский перевал, который назван не то в честь поэта, не то в честь Михаила Николаевича Романова - четвертого сына императора Николая I, наместника Кавказа и командующего войсками Кавказского военного округа.

По дороге нас высадили у сувенирных лавок и горного родника, именуемого туристами как “Наташа”. Почему Наташа, непонятно - экскурсовод рассказывала нам легенду о черкешенке Инсуре. Мол, жила красивая черкешенка Инсуре, которая только и делала, что гляделась на себя во всё, что отражает. Естественно, не утруждалась домашней работой и праздно шаталась по окрестностям, демонстрируя свою нереальную красоту. Но однажды ей попался на пути старик, который попросил принести ему воды. Девица, конечно же, послала старого куда подальше. Ну а по жанру сказки этот старый оказался местным колдуном, который наложил заклятие на девушку - она теперь помимо своей воли будет ходить в каждый дом и приносить всем воды… Через какое-то время красота поистрепалась о тяжкий физический труд. И однажды на пути девушки возник всё тот же чародей. Он-то, наивный, полагал, что черкешенка смиренно попросит прощения и избавления, но Инсуре накинулась на него и стала посылать в такие дали, из которых обычно не возвращаются… Колдуну ничего не оставалось, как превратить её в статую с чашей в руках, чтобы непокорная дура теперь вечно всем давала воды…

Вообще легенд про Наташ есть целая куча. Вот тут ещё три можно прочесть.

А на самом деле эта площадка была устроена еще в те времена, когда автомобильные радиаторы вскипали, не выдерживая подъёма на перевал.
Экскурсовод сказала нам (я не помню её имени, можно я буду звать её Наташа?), что надо обязательно умыться и испить воды. А ещё купить сувениров и мусорных мешков, чтобы упаковать сумку и технику… Предстояло мокренькое дельце, но мои предчувствия пока дремали.

За Михайловским перевалом начинается долина горной речки Доугаб (с адыгейского - «Долина изобилия»). Эта долина, по которой тянется дорога, полностью оправдывает своё название: роскошные яблоневые, грушевые, персиковые сады, на ветвях которых зреет что-то на вид очень вкусное.

Далее нас повезли на реку Пшада. В верхнем течении это настоящая горная река, текущая в диком ущелье с крутыми, покрытыми сумрачным лесом, каменистыми склонами. Русло реки изобилует валунами. В среднем течении долина расширяется, становится более пологой, а река спокойной.
В верховьях реки расположены Пшадские водопады. Хотя если быть совершенно точным, то водопады находятся не на самой реке Пшада, которая в верхнем течении носит имя Воровской ручей, а на ее правом притоке - Красной речке. Всего водопадов около ста, но туристов водят к трём из них.

Автобус выгрузил нас на поляну, на которой находилось несколько торговых палаток, общественный туалет и два больших военных грузовика (ну, знаете - огромные колёса, квадратная кабина и открытый кузов с тремя лавками-сидениями). Водители скомандовали переодеваться всем в купальники и прятать вещи, потому что ехать нам предстоит прямо по руслу реки. Вот тут-то я и поняла, что купальник был не прихотью, а необходимостью.

Срочно купив пару мусорных мешков и упаковав сухую одежду в рюкзаки, мы кое-как втиснулись на лавки грузовика. Юлиных детей (7 и 9 лет) усадили поближе к кабине, а мы с моим подростком оказались почти с краю - за мной был только невысокий оградительный барьер…

Дальше начало твориться что-то невообразимое: на большой скорости грузовик стал форсировать гальку, лужи, грязь и речку, от чего двигатель периодически дымился. Входил круто в повороты, подпрыгивал на кочках. Я вцепилась в лавку изо всех сил, чтобы нас просто не выкинуло на очередном повороте.О том, что все уже были с ног до головы мокрые, и что никакие мусорные мешки не спасают от сочащейся снизу воды, думаю, говорить излишне. Но самым неожиданным оказался следующий манёвр: наш грузовик вдруг резко остановился посреди реки и стал ждать непонятно чего. Народ стал уже недоумённо роптать, как вдруг сзади на огромной скорости к нам стала приближаться вторая машина… Волна накрыла всех, народ визжал, ребёнок кричал, что это круче, чем Порт Авентура. И так 5 раз на протяжении всей дороги.

Через некоторое время нас высадили у дольменного комплекса. Для тех, кто в танке: дольмены, это каменные постройки, у которых обязательно есть стены, крыша и вход в так называемый портал (этакий каменный домик из огромных плит, вес каждой из которых может достигать десятки тонн).

Построены они примерно 4-2 тыщ лет назад до н.э. Плиты в этом “домике” очень плотно прилегают друг к другу (буквально в притирку), сам он ориентирован “входным” отверстием к воде (от вершины горы).

Но как бы дело даже не в том, кто это смог построить и так точно подогнать камни, а в том, ЧТО это вообще такое… По основной теории, это погребальные сооружения - внутри многих из них были найдены кости. А по другой теории - это порталы в другие миры (отсюда и кости совершенно разных эпох - не выдержывала душа при переходе). В общем, если кому интересно, то почитать про дольмены можно, например, вот здесь.

На мой взгляд, место зловеще-мистическое: техника у нас начала сходить с ума -  мой фотоаппарат внезапно сменил экспозицию и все кадры стали мрачно-тёмными, а Юлин фотик в моих руках отказывался работать вообще!

В этом странном месте посреди леса даже не пели птицы…

Ну да не стану вас больше томить - мы прибыли к началу пешего трёхкилометрового маршрута к водопадам. Я натянула сухую футболку (шорты я дорОгой решила не снимать, поэтому была во всём мокром), перекусили печенькой и тронулись в путь. Чего уж тут говорить - места и правда дивно красивые: нетронутая природа, дикий лес, поросший мхом на стволах и камнях, слоистые, как французские булки, скалы.

И вода: кристальная горная река, текущая через всё это почти нетронутое и вечное.

Мне это напомнило Плитвицкие озёра в Хорватии, с той лишь разницей, что там всё было облагорожено пешеходными деревянными мостками да и просто маршрутами с указателями… Тут мы пробирались по колено в воде, по скользким камням, в грязи, хватаясь за коряги и кое-как расходясь с идущим в противоположном направлении потоком туристов.

Какие, к лешему, указатели?! В одном месте через скалы натянули стальной канат, потому что лесенка, построенная когда-то для прохода, представляла ещё бОльшую опасность, нежели взбираться по водопаду вверх, держась за стальной трос.

Ребёнок всю дорогу ныл - очень хотел искупаться в водопаде. На третьем (и последнем на этом пути) я сломалась:
- Иди купайся, только быстро!

Радостное чадо окунулось под мощные струи воды, нашло какой-то заветный камушек на дне и прибежало обратно. Мы с Юлей посмотрели на всё это и подумали: “а фигли?!” - и тоже нырнули в чашу водопада. Бодрит!

Пара слов про обратную дорогу на грузовиках. Если водители обещают вам, что не будут вас обрызгивать, это всего лишь означает, что они не будут делать это двумя машинами. Остальную дорогу по руслу реки никто не отменял, равно как и внезапно начавшийся дождик. Так что подумайте хорошенько, прежде чем переодеваться в сухое и чистое на обратный путь - не всё так плохо. ;)

Я думала, что все после этого trip-а непременно заболеют, но все были наоборот бодры и веселы. В общем, отличное приключение вышло!

Вкратце о дегустации, которая была где-то по дороге после Пшад.

Вот вроде виноградников кругом полным полно, вроде эти люди должны быть заинтересованы в том, чтобы продать свой товар (ну то есть хотя бы на дегустацию выставить что-то приличное), но то, что предлагалось, пить было просто невозможно. Это просто фу-фу-фу! На вкус это напоминало брагу с юпи и ванилином. Интересно даже, куда же девается виноград с этих виноградников?...

Плакат рядом с дегустационным залом )))))

Автобус привёз нас около 8 вечера к нашим велосипедам - как ни странно, но наша прелесть была ровно там, где мы её оставили. То ли велики никому не нужны, то ли с замками возиться никому неохота. 2,5 км в гору, и мы дома - а уже не так и тяжко крутить педали вверх. Хоме, свит хоме!

А вечером на веранде началось очередное представление: на этот раз к нам прилетели размножаться огромные стрекозы. Их было такое количество, что ребёнок ловил их руками, просто подпрыгивая. У меня болели руки и спина, с чего бы? А потом я вспомнила, как держалась за лавку в грузовике...

Ужин на свежем воздухе, ежи, шакалы, ставни.

Следующий день у нас был днём отдыха и бесполезного шатания. Поехали на пляж, но в этот раз с палаткой. Знаете, обычная такая палатка, на четырёх ногах, закапываемых в раскалённые на солнце камни. В общем, когда мы её ставили, ржал весь пляж. В итоге наше укрытие напоминало скорее какое-то животное, заваливающееся на один бок. Но потом на нас все стали как-то странно смотреть, провожать взглядом… Мы с Юлей было подумали, что испачкались, как я вдруг заметила, что палатка у нас в цветах украинского флага… А Крымнаш от Новороссийска не так уж и далеко. =)))) В итоге палатку на всякий случай пришлось свернуть.

О ценах. Цены как в Москве, а то и дороже. Например, 0,4 местного (!) разливного пива в кафешке на пляже - 100 р., стаканчик мороженого (там же) - 50 р. В магазинах не сильно всё дешевле: кусок варёной колбасы, воды, лимонада, печенька и мороженое детям - 1,5 т.р. как с куста. Кило черешни на рынке - 200, маленький стакан малины (0,2) - 150, ну и т.д.

Вечером решили прогуляться ещё дальше по дороге. Кое-где попадались домики, в бетонных заборах которых были вмонтированы памятники с кладбища, расположенного неподалёку (до сих пор не могу понять, с какой целью). Всеми забытые то ли детские лагеря, то ли просто какие-то базы…

Финишем нашей недолгой прогулки был сероводородный источник, вытекающий из странной трубы и втекающий в крохотную речушку в овраге.

Ночью на веранде мы обнаружили гнездо огромного паука, прямо под фонарём. Нет, он, в отличие от всех остальных насекомых, на нашей веранде не размножался - он просто съедал крупных мух за пару секунд. )))))

В четверг у нас была очередная экскурсия, к лотосам.

Привычно привязав велики под деревом, мы погрузились в чрево душного автобуса (наконец-то и в ККК пришла жара!) и помчались по горам, предвкушая очередное приключение.

В автобусе экскурсовод сказала нам, что после лотосов нас ждёт спа-центр “Посейдон” с лечебными вулканическими грязями и кучей всяких ништяков. После этого она начала сладкую рекламную песнь про винно-медовые спа, гидромассажи, чудодейственные грязи (которые тут же решила продать всем желающим в бонусных подарочных коробках). Мы слушали, развесив уши, и ехали, ехали…

Долго ли, коротко ли, нас доставили до некоего туристического центра (кафешка + сувенирные палатки), где посадили на прогулочные катеры и повезли по заросшему камышом Ахтанизовскому  лиману.

К слову, это крупнейший пресный водоем Краснодарского края. Он находится в Темрюкском районе, в северной части Таманского полуострова (поворачивали в сторону станицы Голубицкая).

Это было действительно здорово, и даже почти не страшно, когда катер подпрыгивал на волнах от такого же встречного судна.

Зрелище поражало своим размахом - это было огромное ПОЛЕ лотосов, в некоторых местах разделённое проходами для лодок.

Попытки искусственно посадить лотосы в Краснодарском крае предпринимались с 80-х годов прошлого столетия. Но прижились они лишь в Ахтанизовском лимане.

Теплая пресная вода и маленькая глубина (1 метр) подошли для розового индийского лотоса, который цветёт с середины июля до конца августа. Цветки лотоса достигают в диаметре 10-15 сантиметров. Рвать их запрещено, так как это растение занесено в Красную книгу.

В настоящее время Долина лотосов - это крупнейшая плантация лотосов в Краснодарском крае.

Десантировавшись обратно на берег, мы получили ещё один заряд положительных эмоций - прямо на берегу в песке грелись две лягушки, подозрительно похожие на молодые огурцы. На этом положительные эмоции закончились…

О ценах. Чтобы перекусить двумя мааааленькими местными жареными рыбками с картошкой и салатом, вы потратите 140 рублей, при этом две бутылки газировки обойдутся вам в такую же сумму…

По дороге на грязевой курорт Посейдон на Азовском море, экскурсовод начала продавать разрекламированные билеты на всякие процедуры. Ребёнок взмолился о гидромассаже, поэтому пришлось взять сразу два, а ещё и винный (это мне) и медовый (это ребёнку) спа - они были такие красивые на картинках и в рекламных песнях нашего гида! От посещения океанариума я отказалась сразу: тут сработал голос разума - ну какой, нафиг, океанариум на Азовском море?! Это я только потом поняла, почему все эти процедуры продают непременно в автобусе, хотя их можно купить прямо там на месте… Но пока я пребываю в рассеянной неге, а автобус уже подъезжает к красивым постройкам с искусственными античными колоннами и фонтанами.

Последний инструктаж от нашей Ариадны:
- Те, кто купил винно-медовые спа, сначала идут в них, потом идут в грязи, а уж только потом на гидромассаж. И запомните: после того, как вы полежите в чудодейственной вулканической грязи (а намазаться ей надо непременно с ног до головы, не забывая про волосы и лицо), идите на пляж сохнуть. И не забудьте вываляться в ракушках и камешках - это же прекрасный скраб для тела! Встречаемся через 3 часа в дегустационном зале.

Когда мы с сыном вошли в стеклянное помещение, в котором стояли бочки с “вином” и “мёдом”, нам обоим стало жутко… По кругу этого аццкого аквариума стояло порядка 6-ти бочек, в которые, как на конвейере, шли люди всех полов, возрастов, кондиции и состояния здоровья. На мой вопрос, как часто они меняют жидкость в этих бочках, я получила полный гордости ответ:

- Часто! Раз в день!

Как часто они моют эти самые бочки, я спросить не решилась. Мы, конечно, сходили в душ, и даже подошли к этим бочкам… И если “винное спа” имело хотя бы подобающий цвет, то “медовое спа” напоминало собой нечто мутное, цвета детской неожиданности. Про амбре, думаю, излишне говорить…

- Мама, я туда не полезу… Можно?..
- Я, пожалуй, тоже... Пошли в грязи!

И мы пошли… Там было три бассейна с грязями на выбор. Мы нашли глазами Юлю с детьми (они решили не идти на другие процедуры - денег тратить не хотелось), и погрузились в сладостный лечебный грязевой мир. Ну как погрузились… Засовывать в ЭТО ноги было весьма необычно, а нащупывать при этом дно бассейна не хотелось вовсе. Вокруг в маслянистой непрозрачной жидкости тёмно-серого цвета плавали какие-то странные комочи, то и дело попадающиеся под руки. Ребёнок плакал и говорил, что он хочет выйти. Через 5 минут начинаешь чувствовать себя хрюшкой в естественной среде обитания, мажешь волосы, лицо (как велели!) и медленно перебираешься по грязи по-собачьи (иначе в ней передвигаться невозможно). В итоге через 7 минут целебных мучений мы выползли из бассейна и направились на берег моря валяться в ракушках. Скраб же, фигли!

Восторгу детей не было предела: мы с Юлей стали напоминать морских чудовищ из детских советских фильмов. Все, с ног до головы, в серой грязи, обсыпанные мелкими ракушками и камешками, стояли мы на ветру. Через 10 минут поняв, что это не высыхает, мы плюнули и пошли в Азовское море смывать целебную вулканическую породу. Засада заключалась в том, что эта сама порода смывается крайне плохо, а камешки и ракушки изо всех мест выпадали до самого дома.

Но это ещё ничего! У нас же остался последний аттракцион, билеты от которого на протяжении всех экзекуций я держала в руках - гидромассаж!

- Мам, ну пойдём!
- Что-то мне не хочется после остальных аттракционов - чувствую тут какой-то подвох…
- Ну мам! Я хочу на гидромассаж!
- Ну что с тобой сделаешь, пойдём, - и мы пошли в сторону, куда махала наш гид.

Вот вы при слове “гидромассаж” себе что представляете? Тёплую просторную ванну, бурлящие струи воды, или на крайняк сидячую ванну, но всё равно с тёплыми струями воды из стен? Это, скажу я вам, ваши буржуазные замашки! Гидромассаж по-русски выглядит совсем иначе!

Сооружение на открытом воздухе состояло из четырёх высоких столбов, обделанных под античные колонны, четырёх плоских лавок с крупным расстоянием между рейками и четырёх труб диаметром порядка 30 см, висящих прямо над этими лавками. От этих труб прямо до самой лавочки свисала верёвочка…
Мы встали в задумчивости:

- Скажите, любезный властелин гидромассажа, а вода-то хоть тёплая?..
Человек загадочно посмотрел куда-то в сторону моря и изрёк:
- Тёплая, ложитесь на лавки животом вниз!
Мы послушно легли на лавки, а человек проводил последний инструктаж:
- Гидромассаж занимает 10 минут. Вот вам верёвочка - ей вы будете направлять поток воды. Готовы?!

Мы не успели ничего ответить, как зашуршал насос и на нас обрушилась буквально толща воды из Азовского моря, расплющив нас по лавкам. Через 5 минут пыток я догадалась посмотреть на ребёнка: он робко поворачивал голову в разные стороны - искал глазами, откуда придёт помощь…Дожидаться окончания процедур мы не стали - я выбралась из-под рвущегося потока воды и еле вытащила ребёнка с соседней лавки.

Переодевались мы очень быстро - думали, что уже пора уезжать, но в итоге пришли на 1,5 часа раньше положенного срока. В общем, про дегустацию рассказывать не буду - the same shit.

Изюминка всего этого: я решила прикупить на вечер бутылку более-менее приемлемого вина. Каково же было моё удивление, когда мне протянули пластиковую 1,5-литровую бутылку из-под лимонада без опознавательных знаков (только на крышке было выведено маркером “М6”), заполненную жидкостью цвета белого вина. Стеклянные бутылки на витрине были, видимо, для куртуазности…

Да, кстати, вот так выглядел “океанариум” снаружи (я писала о нём ранее).

Уставшие, со смешанными чувствами (от лотосов и от “спа-центра”) мы наконец-то погрузились в автобус и поехали домой. По дороге нас обещали завезти на плантацию “Арбузный рай”, где можно было приобрести собранные прямо с поля свежие арбузы и дыни. А вы раньше видели, как растут арбузы? А вот так и растут!

Ничего не могу сказать - они были хороши!

Мы купили четыре штуки бахчевых и под дождём доехали до Широкой балки.

Дождь через какое-то время устал и иссяк, но нас ждала другая засада: водитель автобуса остановился посередине пляжа и сказал, что дальше ехать он никак не может - пробка! И мы, с детьми, рюкзаками, арбузами и дынями, шли ещё 3 км до наших велосипедов, чтобы потом пилить в гору со всем этим добром ещё порядка 2 км.

Но зато вечер у нас удался - расслабуха была полная! =) Вино только подкачало - вместо того, которое мы пробовали, нам налили брагу с ароматизатором… Русские курорты, [ekb…

В пятницу мы решили устроить себе отдых от приключений, но отдых не сильно удался. В море принесло всяческий мусор и медуз, которых дети ловили руками.

А ещё дома сломался шланг, которым мы наполняли баки с водой и поливали огород, канализация и что-то стряслось с газовым баллоном. Но вечером приехали Юлина свекровь и спасительный Вовчик (так его называли дети - мужчина лет 50 на вид, брат Юлиного мужа) и всё починил. Апокалипсис был отложен.

В субботу утром мы встали рано, чтобы поехать в этнографический комплекс Атамань. По дороге нам попадалось много полей с подсолнухами. Естественно, нельзя было не остановиться!

Про этот цветок, кстати, есть поучительно-бытовая легенда.

Жили когда-то на небе дочери Солнца - прекрасные сияющие девушки с яркими рыжими волосами. А на земле жили сыны Земли - работящие, сильные и в общем-то тоже ничего так. Ну и конечно же двое встретились и полюбили. Он уговорил красавицу остаться с ним на земле и обещал многащастя. В общем, как ни уговаривал отец свою неразумную дочь вернуться, не уговорил. Согласилась она и осталась на Земле. Сначала всё шло хорошо - любовь, сами понимаете… Но потом сын Земли стал подолгу задерживаться в поле, перестал обращать внимания на свою любимую, стал больше время проводить с друзьями на рыбалке. А она всё одна и одна, в трудах и заботах. Стала чахнуть дочь Солнца и взмолилась к небу: “Отец, забери меня обратно к себе! Не могу я так больше!” А отец посмотрел на неё и сказал: “Не могу я уже, доча, поздно! Посмотри на себя: ты уже вросла корнями в Землю”.

Посмотрела на себя солнечная дева и ужаснулась - ноги её превратились в корни, волосы в яркие жёлтые лепестки, а сама она - в цветок, ПодСолнух. С тех пор так и стоят эти цветы, всегда поворачиваясь вслед за Солнцем в молчаливой мольбе - а вдруг простит их отец и заберёт обратно на небо…

Это не я придумала, это действительно такая легенда - нам экскурсовод рассказывала. =)

Про Атамань много рассказывать не буду - это надо видеть. Это такая казачья деревня, со своим укладом и местными “жителями”.

Дома выстроены по профессиям, на своих улицах. В некоторых по расписанию даже идут занятные представления. В общем, классное место, рекомендую! Вот только не забывайте кремом от загара пользоваться… Я вот забыла, поэтому через несколько часов на меня было больно смотреть…

Далее мы двинули в станицу Тамань (Темрюкский район КК), чтобы посетить “домик Лермонтова”.

"... мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышёвую крыш уи белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны". (М.Ю. Лермонтов. Повесть "Тамань")

"Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа — дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи..." (Лермонтов, "Тамань")

"Я взошел в лачужку. Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глуха, не слышит". (Лермонтов, "Тамань")

Забавное маленькое строение, однако М.Ю. прожил здесь всего пару дней - перед отправкой в Геленджик.

Карта, кстати, того времени, если кому интересно (напоминаю, для в=увеличения все картинки кликабельны)...

В общем, стоит это недорого, времени занимает мало, так что сводить туда дитё и рассказать про одного из великих русских писателей вполне себе можно. Тем более что рядом с этим домиком есть прекрасный городской пляж! Самый лучший, кстати, из пляжей ККК, на которых я успела побывать.

Дома нас ждало много разных вкусностей, приготовленных на мангале, и главное - сметана! Я была похожа на отварного рака (по цвету, разумеется).

На следующий день ничего особо интересного не было - свекровь приготовила нам огромную кастрюлю борща на неделю, испекла вкусные плюшки с крыжовником и привезла нормального вина (не знаю, где она брала, но вино было и правда хорошим). А на море были все признаки грядущего шторма: стаи медуз и хорошие такие волны, размазывающие отдыхающих по крупной гальке. В общем, дети были в восторге.

В понедельник, когда мы с Юлей снова остались один-на-один с детьми, мы конечно же поехали на пляж на велосипедах по уже заданному маршруту и в привычное время. Взяли с собой палатку, но уже другую - она была низкая, легко раскладывалась и в нормальных нейтральных цветах (Крымнаш!).

Когда мы приехали на пляж, было весьма пасмурно… Когда мы привязали велосипеды, начал капать дождь. Но не ехать же нам обратно в гору, несолона хлебавши! Мы пошли в противоход народу, спешившему скрыться с пляжа. Через пару минут полил сильный дождь. Мы достали палатку, забрались все под неё и пошли нога в ногу, как гигантская многоногая черепаха,  к своему обычному месту лежанки. Ещё через пару минут дождь превратился в одну сплошную стену. Решено было под нашим мнимым укрытием снять и спрятать в рюкзак всё, что не промокло. В итоге мы завалили наши вещи палаткой и камнями (чтобы не унесло ветром) и пошли купаться прямо под дождём в волны тёплого Чёрного моря.

А потом мама мне рассказывала, что в этот день в Новороссийске был шторм и она очень волновалась. Зато это было чудесное маленькое приключение!

А ночью мы вновь лицезрели ежа. Устроили зверю фото-сессию и все по очереди его погладили (ну очень нам хотелось потрогать ёжика!). А минут 10 спустя сына зачитал нам информацию про ежей, включая все болезни, которые они переносят… Руки мыли по самые локти, с хозяйственным мылом, 15 минут каждый.

Следующий день из новенького привнёс только большое количество летающих муравьёв на нашей веранде, так что не стану тратить на него буквы.

Кульминацией осваивания ККК стала среда, день нашего отъезда. Не могу про это не рассказать!

Начну с того, что заказанное заранее такси приехало на 45 минут позже (в диспетчерской наивно полагали, что водителю хватит 15 минут доехать от Новороссийска). Дело в том, что таксист искал наш дом пол часа: когда через километр после пляжа закончилась асфальтированная дорога, он забеспокоился (а с номерами домов там, как водится, напряжёнка). Когда ещё через километр закончились дома вокруг и начался только лес, таксист стал явно нервничать и ехать медленнее. Когда ещё через 500 метров у него закончилась мобильная связь, он впал в панику и вернулся к исходной точке конца асфальта.

- Алло! Ну вы где??
- Я еду… Но я не нахожу вас!
- Где вы едите?
- Ну тут такой вот домик.. номер такой-то.
- Вам надо дальше! Вы засекли километраж от пляжа, как мы просили?
- Нет, не засекал. Но дальше же нет дороги! Там даже домов нет!
- Дальше-дальше! Езжайте, не бойтесь, мы вас встретим!

В общем, мы вышли с рюкзаками на перевес, чтобы буквально ловить пугливого водителя. Попрощались с Юлей (она вылетала позже), и пустились в долгий путь до дома.
Довёз он нас быстро, денег взял на 500 рублей (!) больше, чем обещал оператор… ничем внятным объяснить такую сумму не смог. Вот это такси - такси Кортеж - НИКОГДА ничего у них не заказывайте! Долго, дорого, так ещё и таксисты наглые и денег с вас возьмут в зависимости от вашего вида и сложившихся звёзд.

Вылетали мы из а/п города Анапы. Внешне ничего так аэропорт, но когда мы вошли внутрь, восторгу нашему не было предела. Внутри было 12 стоек регистрации, возле которых стояли люди и куда-то регистрировались. Куда - было совершенно непонятно, потому как ни один монитор над стойкой регистрации не подавал признаков жизни.

Отсутствовали даже бумажные таблички. Попытки найти табло прилёта/вылета тоже не увенчались успехом. В отчаянии мы подошли к будке информации и спросили про наш рейс, на что женщина поставленным тоном времён СССР ответила нам: “Слушайте объявления по громкой связи!”, и захлопнула окошко.

Итог: наш рейс был задержан на неопределённое время в связи с “неприлётом воздушного судна”, но регистрация прошла вовремя. За таможенным контролем был открытый зал ожидания, на свежем воздухе, с сильно ограниченным количеством посадочных мест. Народ без стеснения покупал пиво в палатках (да, там палатки с пивом и столики при них) и курил прямо под знаком, запрещающим курение. Так прошли ещё 4 часа. А мы сидели и слушали, когда же объявят нашу посадку - как вы понимаете, никаких табло, кроме табло buhih russkih, там нет.

Резюмирую: добрались нормально. Приземлились, спасибо пилоту и Господу Богу (это я вспоминаю самолёт компании Космос, с которой был совмещён наш рейс). Москва встретила нас ночной жарой и удушливым смогом, который прямо с трапа самолёта сковал дыхание. Что ж, это были чудесные, полные эмоций и приключений каникулы (Юля, спасибо тебе большое!). Я научилась ценить всё, что у меня было до этого и что будет после. Всякий опыт -  положительный, потому что это движение. А движение суть жизнь!

Всем здоровья и ярких эмоций!