rumanna

Mиру о Mире            

Россия без края На московских изогнутых улицах... Остожье

Этот информационный блок появился по той простой причине, что многие считают нормальным, брать чужую информацию не уведомляя автора (что не так страшно), и не оставляя линк на оригинал и автора — что более существенно.  Я не против распространения информации — только за. 

Только простое условие — извольте подписывать автора, и оставлять линк на оригинальную страницу в виде прямой, активной, незакрытой от индексирования, и не запрещенной для следования роботов ссылки.

В противном случае, это считается воровством.

Приятного просмотра!

На московских изогнутых улицах... Остожье

(24 голоса, среднее 4.96 из 5)
Нравится

Суетливые будни: дом-работа-дом. У молодых людей с претензией на бурную жизнь и отсутствием детей, будни после работы разбавляются ещё и походом в ночной клуб. Но при этом получается, что мы совершенно не знаем города, в котором живём! Вылазки 2 раза в год в первые выходные сентября и на 9 мая не считаются, потому что в суете общего веселья никто не задумывается об истории, которую хранят эти места. Никто не сворачивает с протоптанных широких и шумных улиц в переулки, дворы, арки...

Вот и получается, что мы превращаемся в Иванов-родства-не-помнящих. И чем моложе поколение, тем дело обстоит всё хуже...
Решив отстоять своё право на знание и прогнать уныние, я решила пойти на пешую экскурсию по Остоженке и её окрестностям. В конце концов, в составе общей группы это небольшие деньги, которые может позволить себе каждый.

Московские улицы, если их конечно не переименовывали, своими названиями указывают на то, что на них раньше находилось или что происходило. Исключение не составляет и Остоженка. Местность эта находясь за пределами Москвы того времени, возле реки, и были там луга и покосы, сушились стога сена для конюшен. Отсюда и название такое, Остожье.

В конце улицы, недалеко теперь уже от метро “Парк культуры”, в 17 веке находилась царская Конюшенная слобода и Остожный государев конюшенный двор.Сейчас там стройка и ничего толком не рассмотреть.

Улица Остоженка сохраняла своё название с 17 века вплоть до переименования её в 1935 году в Метростроевскую улицу в связи с прокладкой открытым способом участка первой очереди московского метрополитена. А так же Остоженка стала первой московской улицей, которой было возвращено её историческое название в 1986 году.

Остоженка тянется от площади Пречистенские Ворота до Крымской площади. Жильё здесь является не просто самым дорогим в Москве, но и входит в 10-ку самых дорогих во всём мире.

Итак, стартуем от метро Парк культуры и двигаемся по переулкам Остожья.

Первый на пути - Турчанинов переулок, на котором расположено архитектурное бюро “Остоженка”. Бюро было основано в 1989 году. Вначале оно входило в состав Научно-Проектного центра МАРХИ, а с 1992 года стало независимым частным бюро, образованным шестью сотрудниками.

Первой работой коллектива, состоявшего из четырех архитекторов, был проект реконструкции территории микрорайона Остоженка.

Проект реконструкции  в течении 10 лет являлся градостроительной программой для нового строительства на этой территории, а Бюро, помимо обычной проектной практики, выполняло функции генерального проектировщика микрорайона. Собственно говоря, главный архитектор бюро - Александр Андреевич Скокан, -  является архитектором и самого здания бюро (а так же доброй части зданий в центре Москвы).

К слову, не смотря на то, что в Остожье полно новых, современных зданий, они все гармонично вписаны в историческую застройку данной местности. Они не выделяются из общего ансамбля, и при этом их нельзя назвать незаметными.

Чуть далее по переулку находится старообрядческий храм “Покрова Пресвятой Богородицы”. 

Участок под строительство и средства на возведение храма пожертвовали купцы Рябушинские, которые (как и большинство купеческих семей) хранили верность традициям старой веры. Храм построен в 1907-1911 годах архитекторами Адамовичем В.Д. и Маятом В.М. Построен он в стиле старорусской архитектуры, но с элементами модерна.

Раньше в нём, как и в других старообрядческих храмах, был фарфоровый иконостас. Но после 1918 года храм закрыли, ценности, как водится, “отдали народу”, а иконостас разбили. В советское время здание храма использовалось в производственных и прочих хозяйственных целях. Старообрядческой общине здание было возвращено только в 1992 году. Шесть лет спустя на купола подняли кресты, а в 1999 году храм освятили. Сейчас он действующий и в нём ведутся богослужения. Но если Вы решите зайти внутрь, то помните, что старообрядцы крестятся двумя перстами (не стоит креститься как привыкли, заходя внутрь, во-избежании конфликтов).

Ныряем куда-то во дворы, идём по неасфальтированной тропинке. Выходим к “дому писателей” на Хилковом переулке.

Это современное жилое здание, но в отделке были использованы элементы разрушенных старинных построек. Что ж, получилось очень необычно.

А писательским домом он, с лёгкой руки риэлторов, стал называться из-за непосредственной близости к музею И.С. Тургенева на Остоженке.

Дом маркшейдера Н.В.Лошаковского, который снимала матьТургенева в 1839-1851 гг., и в котором во время пребывания в Москве жил И.С.Тургенев. В этом доме Варвара Петровна скончалась в 1850-м году, а И.С.Тургенев описал этот дом в своей повести "Муму".

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи…»

У его матери действительно был немой слуга крепкого сложения, только звали его не Герасим, а Андрей. И он действительно утопил свою собачку в Москва-реке, но только после этого он остался “у барыни” в услужении.

Потом в этом доме были коммуналки, а в 1992 г. Правительство Москвы приняло решение о передаче дома № 37 по ул. Остоженка под размещение Музея И.С.Тургенева. Однако Государственный Литературный музей и Министерство культуры РФ отказались принять это здание из-за отсутствия финансовых средств для проведения реставрационных работ. Повторно этот вопрос поднялся только в 2001 году. В общем, сейчасв этом здании всё-таки музей, и в нём действительно есть на что посмотреть.

Прямо напротив музея стоит особняк Еропкина. Дом Пречистенского рабфака, в котором родился С. М. Соловьев и учился И. А. Гончаров, построен в 1771 году московским главнокомандующим, усмирителем Чумного бунта П. Д. Еропкиным.

«Чумной» бунт начался с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери, которая находилась тогда на Варварских воротах Китай-города. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем видении. Люди ринулись к Варварским воротам, чтобы приложиться к образу. Естественно, что такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии могло обернуться катастрофой. Архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь, чем вызвал немыслимый гнев и без того паникующих москвичей. Толпа Амвросия отловила и жестоко растерзала, настигнув его в Донском монастыре.

Но наш же бунт бессмысленный и беспощадный! Народ жаждет крови, ему этого мало! Поэтому из монастыря народ прямиком ринулся на Остоженку к Еропкину, которого считали сообщником Амвросия. Но умный генерал уже находился в Кремле. Он уговаривал народ разойтись, но в него полетели камни и палки, а толпа кинулась в Спасские ворота. В общем, войска под командованием Еропкина усмиряли восставших 2 дня...

А вообще хороший был человек. Хлебосольство Еропкиных, кстати, было исключительным даже для старой хлебосольной Москвы. Они, как говорили тогда, "держали открытый стол" - всякий "пристойно одетый" человек мог ежедневно приходить к ним обедать, и сколько бы ни сошлось в еропкинской столовой этих незваных гостей - всем хватало.

Ныне в здании Московский государственный лингвистический университет.

Вообще, Остоженка ни раз видала бунты и кровищу. В октябре 1917 года во время Октябрьской революции в районе Остоженки велись ожесточённые бои за овладение зданием штаба Московского военного округа (дом 15/17) и Провиантскими (Интенданскими) складами на Крымской площади. Здесь был смертельно ранен Добрынин и убиты юные большевики - Павел Андреев (14 лет) и Люся Люсинова (20 лет), именами которых впоследствии были названы московские переулки. Потом их, конечно же, переименовали обратно. Кроме одного - Померанцева переулка. Дело было тёмное...

Алексей Александрович Померанцев был таким же революционером, широким шагом идущим в 1917 году по Остоженке. Здесь, в Троицком переулке, Померанцев был тяжело ранен и длительное время считался погибшим. На самом же деле он не погиб, но в его честь уже торжественно назвали переулок. Ничего не подозревающий Померанцев, меж тем, стал видным ученым-физиком, профессором Московского университета. Поскольку Троицкую церковь, в честь которой ранее был назван этот переулок, всё равно разрушили в 1933-м, а тут уже вроде как и учёный образовался... в общем, название переулка решили сохранить.

Идём дальше! Переходим через Остоженку и сворачиваем в Мансуровский переулок. Здесь притаился маленький деревянный дом - дом братьев Топлениновых. Этот дом считается домом “Мастера" - того самого Мастера из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Этот дом был построен в середине 19 века и позже перешел в собственность к купцу С. Топленинову.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил. Это был Михаил Булгаков…Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически каждый день. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской (в последствии его третьей и последней женой). Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом "Мастер и Маргарита". И судя по всему, Мастера он "прописал" именно здесь..

"Неужто ты наш подвал описал ?" - осведомился хозяин дома, первый услышавший содержание романа . "Тс-с! Тихо… " - мягко улыбаясь, произнес Булгаков.

Возможно, вы не поверите, но при советской власти все время этот скромный домик являлся частной собственностью. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман…

Напротив дома мастера - дом-студия Е. Вахтангова (19 век). Да-да, это оно, разрушенное нечто в “лесах” справа.

Два здания, построенные в первой половине 19 века, не представляли собой значительную (в архитектурном смысле) ценность для истории. Но любому человеку, знакомому с русской культурой, становится понятным их значение при упоминании Вахтангова. Именно в этом здании работала до 1920 года Третья студия Художественного театра, которая позже переросла в вахтанговский театр. В самом доме жили Евгений Вахтангов, Юрий Завадский, Вера Марецкая.

В том же Мансуровском переулке стоит очень необычный дом, который виден с Остоженки и не может не привлекать к себе взгляды прохожих.

Это дом крестьянина Лоськова (сейчас там посольство Сирии).  Построен в 1905-1906 годах архитектором А.У. Зеленко (работал в стилистике "северного" модерна) по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова, имевшего на этом же месте свой деревянный дом. Примечателен дом не только своей необычной архитектурой, но ещё и тем, что в своё время здесь останавливался и жил сам вождь мирового пролетариата.

Напротив стоит жёлтый дом в а-ля русском стиле, построенный в 1890-м. Не буду про него ничего писать - выглядит несколько нелепо (особенно если посмотреть сбоку), а впереди у нас ещё много чего интересного.

Далее на Остоженке был выстроен жилой типа “элитный” дом руки архитектора Посохина (того, который Михаил Михайлович), главного любимчика бывшего мэра - Ю. Лужкова.

Почему типа “элитный”?.. А вот давайте посмотрим на здание напротив, через дорогу. Это гостиница, архитектор Киселёв. Здание современное, но как выглядит! Соблюдена этажность, стилизован фасад...

А теперь повернёмся обратно и ещё раз посмотрим... Кроме несуразного вида (не говоря уже о том, что оно не вписывается в стилистику старой Москвы), здание это имеет ещё ряд “преимуществ”: например, при строительстве решили явно сэкономить на стройматериалах, поэтому фасад пошёл трещинами, штукатурка местами облупилась и осыпалась..

Ну да шут с ним, с этим "нео-модерном", пройдём чуть дальше, потому что дальше находятся одни из самых красивых домов на Остоженке. Это дома архитектора Л.Н. Кекушева (первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве). Он построен по проекту владельца в 1901-1902 годах, был его собственным доходным домом.

Облик здания строится на формах, заимствованных из средневековой европейской архитектуры. Многоярусная граненая островерхая башенка втиснута между сильно расчлененными основными объемами; их узкие вертикальные фасады - похожие, но не одинаковые - обращены в разные стороны.

Уличный фасад был увенчан фигурой льва, как эмблемой владельца. Архитектор лишь отталкивается от исторических мотивов, стилизуя их под модерн.

Соседний дом - тоже Кекушева. Точнее, доходный его жены.

Поговаривают, что этот дом стал праобразом дома Маргариты из Булгаковского романа. Мол, дочь Льва Кекушева крутила роман с сыном Топленинова, когда Михаил Афанасьевич писал свой знаменитый роман. Но таких домов по Москве, которые претендуют на звание “дома Маргариты”, полно. Одни не подходят по описанию, другие - по местоположению... Очевидно, Булгаков решил объединить два дома в один: первый - это дом, который выглядит "правильно" , но с другим местоположением, а второй - это дом, который выглядит по-другому, но зато находится там, где и должен быть. Ну вот, например...

Особняк, в котором жила Маргарита - вариант первый - ул. Спиридоновка, 17. Его местоположение слабо соответствует описанию в романе.  Сам по себе дом довольно благовидный и, непременно , в нем присутствуют элементы готики . Построен особняк по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова в 1898 году .
Кроме внешнего вида, этот дом связан с романом еще и тем, что в этом особняке бывала актриса Мария Федоровна Андреева, в которую был влюблен Савва Морозов. Внешностью она напоминала Маргариту. Только, к несчастью миллионера Морозова, она выбрала мастера - Максима Горького. И вот еще что: всем известно, что Мастер выиграл в лотерею целых сто тысяч рублей. 90 тыс. от них он истратил и потом почувствовал, что с ним происходит что-то непонятное. Тогда, оставшиеся 10 тыс. рублей, он отдал Маргарите. А Морозов, застраховав свою жизнь на 100 тысяч рублей, покончил жизнь самоубийством. Так вот он обманул страховую компанию... Но свою страховку он завещал именно Андреевой - одной из самых лучших актрис Художественного театра. После унаследования премии, десять тысяч ушли на выплаты по обязательствам Горького (так решила Андреева).

Особняк, в котором жила Маргарита - вариант другой - Малый Власьевский переулок, 12. Местоположение особняка довольно точное , но описание совпадает очень и очень слабо.
В общем, чертовщина какая-то...

Ныряем во дворы и попадаем в 3-й Зачатьевский переулок.

Справа всё тот же страшный дом архитектора М.М. Посохина, только теперь трещины виднее.

А слева - маленький деревянный, ничем не примечательный дом, в котором жил с 1904 по 1907 года Шаляпин. Говорят, что знаменитый портрет Шаляпина был написан Серовым именно в этом доме.

В какой-то из домиков 3-го Зачатьевского переулка переехала Анна Ахматова осенью 1918 г. из Петрограда вместе с мужем В. К. Шилейко, выдающимся ученым-востоковедом. В Москве тогда был написан цикл стихотворений «Черный сон», в него включено стихотворение, которое так и называется — «Третий Зачатьевский»:

Переулочек, переул…
Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки,
В окнах теплятся огоньки.

Покосился гнилой фонарь –
С колокольни идет звонарь…

Как по левой руке – пустырь,
А по правой руке – монастырь,

А напротив – высокий клен
Красным заревом обагрен,

А напротив – высокий клен
Ночью слушает долгий стон.

Мне бы тот найти образок,
Оттого что мой близок срок,

Мне бы снова мой черный платок,
Мне бы невской воды глоток.


Кстати о Зачатьевском монастыре. Много про него рассказывать не буду - это тема для отдельной экскурсии. Пробегусь кратко по основным тезисам. Первый монастырь на этом месте появился в 1360-е годы, основанный святителем Алексием.

Монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возведён повторно ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя (далее по тексту - ХХС). На старом месте позднее был устроен Зачатьевский монастырь. В общем, этот несчастный Алексеевский монастырь ещё несколько раз и горел, и был разрушен / возведён... А в конечном счёте в 1837-1838 годах в связи со строительством ХХС монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу, иконостас перенесён в верхний храм Церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино, а все его постройки, в том числе и уникальный двухшатровый храм, были разрушены. С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась, а в Красном Селе началась история Ново-Алексеевского монастыря.

Сам же ныне действующий Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году последним представителем царской династии Рюриковичей - сыном Ивана Грозного. В 1922 был разграблен, но продолжал действовать.

В 1927 монастырь был закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости.

Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована в 1960-е годы. В общем, восстановили монастырь только к концу 2010 года. Это так, вкратце.

Далее следуем по Зачатьевским переулкам к Молочному. Все здания здесь новые и жилые. Но в отличие от некоторых архитекторов, при их постройке были соблюдены и этажность, и общая линия переулка, да и на материалах люди явно не скупились.

К слову, кажется где-то именно в Молочном переулке находится дом бывшего министра обороны и его дамы. Именно здесь и есть самые дорогие дома в Москве...

С архитекторами Остоженке никогда не везло. Повезло лишь недавно: улицу облюбовал тот самый Александр Скокан. Под его надзором в Остожье исчезло множество старых домиков, но и появилось немало вполне достойных новых. Среди последних - потрясающее полукруглое здание со сквером «Молочный дом» в Молочном же переулке (архитектор Юрий Григорян),

и уж совершенно европейского вида Copper House (архитектор Сергей Скуратов - Бутиковский пер., 5), с отражающимся в неровных стеклянных поверхностях небом.

Однако никто не спас Остоженку от школы Галины Вишневской, выдающейся певицы. Её школа, ради которой был уничтожен целый квартал и сквер, - просто песня. Да-да, это там же, где стоит дом руки М.М. Посохина.

В 1-м Зачатьевском переулке (вы не поверите!) уютно пристроились самые настоящие таунхаусы!

Вот уж никогда бы не подумала, что в центре Москвы могут быть тауны... Комплекс этот называется “Палаты Муравьевых”, архитектор Скокан. Архитектор хороший, но с русским самобытным сознанием ему совсем не повезло... По-сути оказалось всё равно, сколько у тебя денег - на комнату в Подмосковье или на таун в Остожье: наш народ непреклонно будет вешать кондиционерные блоки там, где ему хочется, стеклить (!) террасы и балконы, вырубать полисадники под свои хозяйственные нужды.. Конечно, а где же колёса от Бентли хранить?! Ну нет культуры жилья и чувства эстетики у нашего народа, не-ет!

Движемся дальше, ныряем во дворы и пробираемся к Пожарскому переулку, откуда открывается великолепный вид на страшную статую “Петра”.

Говорят, что в Остожье его называют не иначе, как “Остоженский годзилла”.

Возвращаясь к Булгакову, которым дышат эти места, не могу не упомянуть о том, что в том числе и по этому переулку бежал поэт Бездомный, когда гнался за Воландом ("унылый, гадкий, плохо освещённый переулок"). А забежал Иван в дом номер 12, если верить тексту - в квартиру 47. Да вот же этот дом!

Снова ныряем во дворы и попадаем в клубок Обыденских переулков. Обветшавший модерн соседствует с роскошью новых апартаментов.

Названия этих переулков произошли от церкви во имя Ильи Пророка или Ильи Обыденного, которая стоит на углу 2-го и 3-го Обыденских переулков.

Обыденный - это не ругательство, это значит, что церковь возвели "об един день", а так можно было возвести только деревянную церковь. По легенде, в старину на этом месте попал в сильную грозу молодой князь. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит деревянную церковь во имя Илии Пророка. Так и произошло. А уже позже, в 17 веке, здесь поставили храм каменный, который мы сейчас и видим.
В годы соверстких гонений на церковь в Остожье (да и вообще - везде) было закрыто и разрушено много церквей. Но именно эта, церковь Ильи Обыденного, продолжала всё это время действовать. Более того, именно в сюда были перенесены некоторые святыни из разрушенного Зачатьевского монастыря и окрестных церквей. Поэтому церковь и поныне остаётся одной из самых "богатых" на разные артефакты.
Почему именно эта церковь избежала страшной участи? Не знаю. Наверное, это судьба, а про судьбу мы, люди, вообще мало знаем.

Спускаемся к Пречистенской набережной - на ней расположены два очень колоритных дома - дом Перцова и дом Цветкова.

Когда к 1898 году коллекция русского мецената и ценителя живописи И. Е. Цветкова перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке, он решил построить новый дом для размещения в нём галереи работ русских художников. Приобрел за 14 тысяч рублей "пустопорожнее место" на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной, где сам составил план будущего дома с точным расположением комнат. Проект попросил сделать Виктора Васнецова.

В мае 1909 года Цветков передаёт свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. В 1917—1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей. В 1926 году была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков.
В годы Второй мировой войны, в марте 1942 года, для прёма частей авиаполка "Нормандия - Неман" в Москву прибыл генерал Эрнест Пети. Генералу и его помощнику по вопросам авиации - капитану Альберу Мирле - был выделен особняк Цветкова для создания "Военной миссии".

В настоящее время хозяин особняка - военный атташе Франции. Теперь это обычные жилые апартаменты. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории "Нормандии - Неман": фотографии летчиков - Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля.

В ноябре 1902 г. П.Н.Перцов посетил своего товарища, Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего для своей коллекции картин двухэтажный особняк в русском стиле на набережной реки Москвы. Из окон его главного зала Перцов залюбовался открывшимся на Кремль видом и высказал Цветкову, что завидует ему, что он нашел такое прекрасное место.

Цветков поймал своего соратника на слове и предложил Перцову указать еще лучшее место при условии, что он, приобретя его, построит дом также в русском стиле.

Так и появилось одно из шедевральных строений Москвы, доходный дом для художников с жилыми квартирами и мастерскими, построенный по эскизам создателя русской матрешки С.В.Малютина. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.

Встреча быка с медведем, Ярило и звезды, драконы, заяц и сова, над входной дверью изображена женщина-птица сирин, объёмная труба имеет форму спящей совы, балкон поддерживают витые сказочные драконобразные змеи - это всё дом Перцова.

В 1908-1912 годах именно здесь располагалось кабаре "Летучая мышь". Его основателями были артист Московского Художественного театра Никита Балиев (впоследствии - первый русский конферансье) и богатый нефтепромышленник Николай Тарасов, страстно любивший театр. Они решили устраивать шуточные вечера для артистов Художественного театра, и для их проведения арендовали подвал дома Перцова. По преданию, когда Балиев и Тарасов впервые спустились в подвал, навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так и появилось название кабаре.

Ну а дальше для Перцова и его дома всё сложилось трагично. Так как Пётр Николаевич хранил ценности из храма Христа Спасителя, в 1922 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения. Через год Перцова освободили, но выселили из собственного дома, в который он уже никогда не вернулся.

Ныне здание находится в ведении МИДа.

В общем, скажу честно, я пропустила много интересного из того, что увидела на Остоженке, но нельзя же объять необъятное! Да и лучше один раз увидеть, как говорится... 

Получила море позитива, плюс 3 часа пеших прогулок, а так же полезную и вкусную пищу для ума. Рекомендую!

(c) RumAnna


Вспомнить даты и события мне помогли источник1, источник2 и источник3.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

А поговорить?..

Некоторые темы, по которым хочется не только высказаться, но и узнать Ваше мнение.
Если Вам есть, что сказать - присылайте на почту, указанную в контактах.
Список тем.

Контакты

Обратная связь:

Пишите письма!


Вы здесь: Россия без края На московских изогнутых улицах... Остожье