rumanna

Mиру о Mире

Этот информационный блок появился по той простой причине, что многие считают нормальным, брать чужую информацию не уведомляя автора (что не так страшно), и не оставляя линк на оригинал и автора — что более существенно.  Я не против распространения информации — только за.

Только простое условие — извольте подписывать автора, и оставлять линк на оригинальную страницу в виде прямой, активной, незакрытой от индексирования, и не запрещенной для следования роботов ссылки.

В противном случае, это считается воровством.

Приятного просмотра!

Маска

(22 голоса, среднее 5.00 из 5)
Нравится

Человеческой пятой точке опоры свойственно искать на себя приключения. И дело даже не в том, каков этот человек по на туре – просто это такой закон, когда приключения и та самая точка периодически находят друг друга. Ну а некая нехватка информации (знания) в сочетании с верой в безграничные силы организма, усиливает, порой, ощущения в сто крат.

Маской называется деревня на северо-западе острова Тенерифе (крупнейший остров в архипелаге Канарских островов). Существует легенда, по которой Маска из-за труднодоступности была пиратской деревенькой: мол, приплывали туда пираты, сваливали добро награбленное, и спокойненько жили. А коли неприятель вздумает сунуться – так сразу его видать, и защититься можно, а то и вообще сбежать по морю-океану.

К самой деревне, находящейся на высоте 650 метров над уровнем моря, ведёт узкая извилиста дорога  от города Сантьяго дельТейде (Santiago del Teide).

Эта дорога представляет собой 5 км сплошного стрёма адреналина, особенно если навстречу из-за очередного поворота на тебя вылетит большой туристический автобус. А поскольку место это туристическое, то такая вероятность весьма велика.

Если остановиться на хребте перед этим сумасшедшим спуском (там есть стоянка и смотровая площадка), то дорога снизу будет напоминать Великую китайскую стену.

Выглядит это потрясающе: ты стоишь над облаками и чувствуешь себя как минимум венцом природы, поэтому чувство опасности отчасти притупляется. Там, на верху, ты осознаёшь, что Земля и правда круглая…

В Маску мы поехали рано утром – в 9 утра мы были уже там. Солнце ещё не палит, туристов, как и автобусов, ещё практически не встречается. По дороге мы несколько раз останавливались на всяческих смотровых площадках и фотографировали гигантские скалы, внизу которых прямо на небольшом плато в ущелье притаилась эта маленькая деревушка. Скалы, собственно, так и называются – Лос-Гигантес, и являются частью горного массива Тено.

Припарковались недалеко от центральной площади Маски,

на которой находится церковь, построенная десятки лет назад,

и огромный фикус.

От площади отходит улица с сувенирными магазинчиками, кафешками и ресторанами. Не могу сказать, что цены в них совсем уж разумные (в целом, сувениры там дороже, чем в других городах острова), но и не грабительские.

Аккуратные белые домики, не смотря на жару утопающие в цветах, неспешные жители, вышедшие по своим повседневным делам.

В общем, тишина и идиллия, как будто время здесь не властно: долгое время Маска находились в полной изоляции от внешнего мира, и еще в 60-х годах прошлого века сюда можно было добраться только на мулах. А там, вдали, виднеется острый зуб скалы, по которому это место узнать на любой фотографии. Там же находится смотровая площадка, с которой вдали ущелья виднеется океан.

Мы, собственно, ехали туда, чтобы спустится в ущелье и дойти до океана. Я даже купальник одела, как дура…

Посмотрели сувенирчики в сувенирной лавке, увидели, что там продают билеты на какой-то катер-яхту, который отплывает 3 раза в день как раз из того места, куда мы собирались дойти (мы подумали, что на морскую прогулку мы тратить время не будем, да ещё и на такую дорогую). Продавец ещё так настойчиво нам её впаривал и так удивился, когда мы не менее настойчиво отказались (а зря)…

Купили 3 литра воды в ближайшей кафешке на площади, надели кепки, намазались кремом и пошли: в шортах, футболках (я в белой футболке была – отстирать её потом не удалось), а Лёшка так и вообще был в каких-то стрёмных полумокасинах.

Когда ты видишь некую туристическую тропу, по которой ползают толпы иностранных туристов (наших туда не водят и ни о чём не предупреждают), то тебе начинает казаться, что и ты её осилишь. Особенно когда с этой тропы выходят пожилые люди, вполне довольные собой. В такой ситуации ты обычно не видишь никаких предупреждающих знаков  - ты их просто не ищешь глазами.

Мы пристроились в хвост группе немецких туристов с проводником, и пошли на некотором расстоянии от них - так люди обычно делают на экскурсиях в музеях, когда экскурсовода нет, а послушать охота.

Начало спуска было довольно простым: большие деревянные ступени (но много) вели вниз к мосту над оврагом, внизу протекала речка.

Ну, думаю, и что тут сложного? Прорвёмся! А потом началось...

Сразу за мостком дорога закончилась, и надо было лезть по крутому валуну, рискуя сорваться вниз. За ним шла каменная  тропа, с одной стороны которой росли гигантские кактусы (не дай Бог дотронуться - иголки потом выковыривать оставшиеся дни будешь),

а с другой стороны был обрыв вниз.

Подступило лёгкое чувство беспокойства, которое прошло, когда мы вышли на более-менее плоскую площадку, и со всех сторон были только скалы.

Огромные, причудливые скалы из застывшей магмы,

среди которых росла гигантская трава

и протекала крохотная речка-ручеёк, образовывавшая зелёные болотистые запруды и мини-водопадики.

В ущелье было тенисто и прохладно, и группа немцев делала периодически привалы.

Мы тоже делали вид, что устали, и “приваливались” где-то недалеко (главной задачей было - не упустить проводника из вида!). Это только кажется, что там прямая протоптанная тропа, с которой свернуть невозможно - ещё как возможно...

В эти моменты мы фотографировали виды, друг друга и причудливые скалы.

Вот эта, например, напомнила мне гаргулию.

Тем временем, немцы начали уже на нас коситься и что-то там лепетать на своём языке. В итоге, на трети пути на очередном привале их гид сказал нам на английском:

- Эй вы, русские! Чего вы прётесь за нами? Эти люди заплатили большие деньги, чтобы идти со мной! Либо платите, либо валите нахер. Обнаглели совсем, понимаешь!

Мы, надо сказать, были возмущены до глубины души: он-то им чёта там рассказывал по дороге, а мы просто тупо шли за ними, чтобы не заблудиться и не свернуть себе шею (потому что дорога петляла порой совершенно неожиданно, проходя под огромными валунами и шагала камушками через речку). Меня такая резкая постановка вопроса вообще обидела до слёз - всем похер, если два живых человека сдохнут где-то в ущелье. Но это было уже делом чести:

- Сам ты пbljhас спартанец! Если будешь рассказывать нам то же самое, что и им, но по-русски, то мы тебе заплатим.
- Ноу проблем, могу дублировать на английском!
- Моя твоя не понимать. Не можешь по-русски - пошёл ты в ж*пу!

И с гордым видом, пока немцы устроили себе перекус, мы пошли куда-то в кусты. Дорогу мы, конечно же, тут же потеряли, но ударять лицом в грязь было нельзя. Мы продирались через заросли тростника, которые были больше двух метров в высоту, совершенно не чувствуя, что у нас там под ногами, но мы это сделали! Мы вышли на тропу!

А понять, что вы вышли на тропу, довольно просто: она отличается ПО ЦВЕТУ! Это слегка желтоватые и более-менее отполированные ногами и руками туристов камни.

Нет, временами “тропа” действительно походит на тропу, но это скорее исключение.

Так же ориентирами того, что вы идёте правильно, служат выложенные добрыми людьми камушки и метки в виде кружочков, поставленных на камнях следования. Туда одного цвета, обратно - другого. Если вдруг кого туда занесёт по доброй воле - будьте любезны, захватите с собой красочку и проставьте таких кружочков ПОБОЛЬШЕ и ПОЧАЩЕ. Я не знаю, можно ли это делать, но это бы сильно облегчило жизнь многим туристам.

Каждый поворот и просвет в скале казался последним. Думаешь, ну вот ещё чуть-чуть, и всё, уже пришли! Ан нет. За поворотом ещё поворот, а за ним ещё один...

Огромные валуны, под которыми надо проходить, а они с виду вообще ни на чём не держатся: их снизу подпирает небольшой камушек, чтобы вся эта махина не покатилась и не обрушилась вниз.

Гигантские “травинки” среди гигантских скал преграждали нам путь.

Вот уж где чувствуешь себя лилипутом в гуливерском мире. Человек нифига не царь природы - он всего лишь песчинка, даже на такой крохотной планете, как наша.

Мы несколько раз сбивались с пути - приходилось возвращаться и искать тропу буквально на ощупь, анализируя местность (сбивавшиеся с пути туристы тоже полируют своими ногами камни и оставляют жёлтый песочный налёт в “ложных” местах).

Чем дальше мы заходили, тем менее отчётливой становилось хоть какое-то подобие тропы. Мы шли уже два часа, по всем подсчётам оставалось недолго и отступать назад было глупо - немцы могут заподозрить нас в том, что до океана мы по малодушию так и не дошли. Да и на океан посмотреть охота - не зря же я одевала купальник!

Фотоаппарат, кстати, если у вас после этого вообще останется мужество и желание фотографировать, надо брать с собой только маленький. Мой огромный фотик отдавил мне шею ещё на середине пути, кроме того, по таким валунам его можно запросто разбить. Благо, у нас был рюкзак, в который его можно было легко спрятать.

До океана мы шли ещё час. Последние пол часа мы просто переваливались через валуны и шли по дну высохшей реки (возможно, она очень полноводна весной или осенью - там нет растительности).

Шли на ощупь и на ощущение: в какой-то момент в ущелье пошло движение воздуха. Шли на звук: мне начал мерещится шелест океана. Ноги уже подворачивались, мы были грязные с ног до головы, но нам было наплевать - надо дойти до океана, искупаться и отдохнуть.

Океан открылся неожиданно: скалы после какого-то поворота просто расступились и пропустили дневной свет.

Мы дошли!!! Верилось с трудом.

Вот что я хочу сказать... Там, у океана, там ничего нет. Там небольшой кусочек относительно плоской поверхности, окружённый воистину огромными скалами.

В море уходят большие валуны, так что даже подойти к воде толком нельзя. Где-то поодаль, где камни были помельче, народ купался. Но вся загвоздка заключалась в том, что помыться после купания там было решительно негде, а перспектива топать обратно в гору около 5 км в соли радовала мало.

Лёшка стёр ноги своими мокасинами, но к счастью, я имею привычку везде таскать с собой гору лекарств: бинты, антибиотики, йод, пластырь... Но рану перед обработкой надо промыть, а перекись водорода я с собой за границу возить ещё не научилась. На дорогу туда мы потратили почти 2 бутылки воды из трёх, сейчас драгоценную влагу надо было использовать на промывание раны, и никак по-другому сделать было нельзя.

Мы сидели пол часа на каком-то валуне, ели яблоко, взятое с завтрака в столовой, и пытались перевести дыхание, осознавая, что нам ещё идти обратно, и НИКТО нам не поможет. В бухте на какой-то парусной яхте резвилась целая куча народа, а где-то на маленьком деревянном пирсе смирно сидели люди и чего-то ждали.

Мы приняли решение о жёсткой экономии воды (один оставшийся литр по капельке и только в случае острой жажды), зализали раны и двинулись в обратный путь. Вот тут-то, в 200 метрах о берега, нас и настигла та самая группа немцев, в хвост которой мы пристроились вначале.

- О! Русские! Так вы всё-таки добрались?
- Да, как видишь, не сдохли!
- А что же вы обратно идёте? Вы разве не поедите обратно на катере?

Ёкарный мамай! Так вот почему в сувенирной лавке продавались билеты на катер, да ещё и так дорого! Так вот почему на нас так изумлённо смотрел продавец, когда мы от них отказались!!!

- Нет, не поедем. Нам надо назад пешком! - у нас на верху возле Маски стояла арендованная машина, которую бросить было вообще никак нельзя, потому что катер приплывает в порт города Лос Гигантос.

- Ааааа! Вы наверное на машине приехали, и вам надо обратно? Бедняжки! Ну что ж, счастливо добраться!

Надо же, догадливый какой. А он ещё и издевается, скотина!

На самом деле злость в этом деле придала нам начальное ускорение - злость всегда почему-то придаёт силы и хочется бороться и побеждать. И мы пошли, вспоминая ориентиры и включая скрытые резервы организма: было почти 2 часа дня и в ущелье пришло настоящее ПЕКЛО. Движения воздуха там внутри нет, а солнышко, отражаясь от камней и заполняя всё пространство внутри них, без малейшей тени, превратило это ущелье в адскую сковородку! Пить хотелось постоянно.

Мы шли, уже не разбирая желтизны тропы или отполированности камней - мы начали узнавать камни в лицо.

Кое-где подступало отчаяние: это когда ты думаешь, что заблудился и сбился с тропы, что тебе её уже не найти, как вдруг случается чудо - тебя либо обгоняют туристы, либо идут тебе на встречу, показывая своим видом, из каких зарослей они только что вышли или из-за какого валуна вывернули. Либо ты слышишь голоса людей, которых догоняешь, или видишь их спины - ага, они идут вон по той стороне, а не по этой, и где-то наверху, значит надо искать, как туда взобраться. Самым спасительным знаком были круги краски, нарисованные на камнях (с одной стороны была метка одного цвета, обозначающая путь туда, с другой - путь обратно).

Мы пытались делать привалы в любой тени, которую только могли найти, но её там было крайне мало. Мы старались делать их часто, но не на долго - надо было выбраться из Маски засветло и живыми.

Мы набирали в мутных болотистых заводях воды в кепку и лили её на голову, чтобы не сойти от жары с ума.

Мы постоянно мазались кремом, потому что кожа буквально вопила, что она сейчас выгорит до тла (к счастью, крем 50 плюс - это было самое грамотное решение, в котором мы не промахнулись). И мы постоянно пили, поэтому вода закончилась у нас на середине пути обратно.

Я вспоминала Ганса и Греттель - это такие сказочные дети, проложившие себе дорогу крошками (или камушками?), чтобы найти путь обратно. Камушков тут было предостаточно, а крошки наверняка кто-нибудь сожрал бы.

Стали мерещится причудливые лица в камнях скал. Чем дальше шли, тем лиц становилось всё больше...

Остановившись в зарослях тростника (по моим подсчётам, оставалось идти треть пути) мы съели последний источник влаги - сливу всё с того же завтрака.

По времени шли хорошо, и по-идее должны были уложиться всё в те же три часа.

Но я мало помню, как шла этот остаток пути: я шла на автомате, передвигая ноги, которые казались мне уже совершенно не моими. Я уже не боялась узкой тропы с обрывом, я не боялась кактусов - моей целью было вернуться наверх и вернуться живой. Аня, у тебя там, в России, остался ребёнок, мать, сестра, работа, радужные перспективы... Так что вперёд и шнеллер!

Оптимизма не добавили два ботинка, лежащих на разной высоте пропасти: их объединяла стоптанность и отсутствие владельца.

Вот уже показалась деревня, мы всё ждали, когда же в поле зрения появится тот мостик, который был сразу после деревянных ступеней - это уже считай пришли! А он всё не показывался и не показывался. Жажда мучила нас, сознание грозилось покинуть, ноги уже отказывались идти. Меня вперёд толкала только одна мысль: у меня дома остался ребёнок и я должна прийти живой! Не знаю, о чём в этот момент думал Лёшка, но он так же мужественно и молча шёл за мной след в след.

Мы радовались как дети, и возносили молитвы, когда увидели долгожданный мост! Это означало - уже почти что финиш!

Три часа, до моста мы дошли за три часа.

Но то, что было дальше, это просто не передать словами: кажется, что вот он уже финиш, и что если финиш близок, то организм должен собраться и сделать рывок вперёд, что эти огромные деревянные ступени мы должны преодолеть просто на раз-два!

Но организм явно дал понять, что он больше не может. Ну вообще никак! А раз ещё и финиш так близко, то он (организм) может вообще расслабится, потому что все скрытые мыслимые и немыслимые резервы он исчерпал по дороге. Мы уселись на нижней ступеньке, не в силах пошевелить ни единым мускулом, даже языком - пересох. И тут вдруг Лёшка заметил, что у меня как-то странно и подозрительно топорщится карман бриджей - что это? О Боже, благословен ты будешь во веки веков, это было ЯБЛОКО! Да, я тоже прихватила его с завтрака и совершенно про него забыла! До этого момента я никогда не считала яблоко сочным фруктом. Я вообще не думала, что яблоком можно НАПИТЬСЯ! Как выяснилось, можно - мы выпили его без остатка, даже косточки и палочку.

Путь вверх по лестнице занял у нас пол часа - он казался бесконечным, и мы делали привалы почти на каждой ступеньке.

Когда мы выбрались из ворот входа в этот заповедник, мы сели прямо на асфальт с чувством того, что вот отсюда нас уж точно кто-нибудь спасёт. Ту маленькую, но под большим уклоном, дорожку до площади мы одолевали в два захода со словами “Надо!”. Самое удивительное, что нас по дороге обогнали пожилые иностранцы, которых мы видели возле океана, и пара с двумя детьми. Они шли и туда, и обратно, и выглядели при этом бодрыми и счастливыми, и на верх буквально взлетали. Я вот думаю, неужели мы, взрослые и здоровые люди, оказались такими задохликами среди них? Да, мы не занимаемся спортом; да, мы жрём что попало (чем нас кормит наше государство, то и жрём - а больше нечего); да, у нас отвратительная экология и отвратительное качество жизни. Но неужели это может так уменьшить потенциал молодых и здоровых россиян, по отношению даже к пожилым иностранцам?! Нет, была бы у нас поудобнее одежда и обувь, и побольше воды... Хотя, кажется, это какое-то хиленькое оправдание, или я не права?

Грязные, пыльные, потные, вонючие и с дикой жаждой мы ввалились в то самое кафе, где утром покупали воду. Заказали ледяной лимонный сок (который выпили залпом, обжигая холодом нёбо) и пару бутылок воды с собой. Нас обслужили без слов, но по виду посетителей и хозяев этого местечка было понятно, что задерживаться там не стоит.

Российские туристы взирали на нас с недоумением и тыкали в нас пальцами, цокая на шпильках от ларьков с сувенирами к смотровой площадке. “Ах, какая красота!” - восхищённо лепетали они все на один лад. Но мы-то теперь точно знаем, что та самая, НАСТОЯЩАЯ красота Маски хранится только на дне её ущелья. На самом деле, эту красоту и правда не передать словами - это надо видеть только своими глазами. И плевать на трудности: надо всего лишь хорошо подготовиться, знать технику безопасности и рассчитать свои силы. Что мы, хуже немецких пенсионеров что ли? =)

Мы сильные духом, и мы можем и должны видеть красоту этого безграничного мира, которую не разглядеть из окна автобуса. Надо порой ощутить себя песчинкой в этом мироздании, потому что это суть строительный материал вселенной. Мы не цари природы, но наши возможности порой неизвестны даже нам самим.

Безусловно, стоит посетить это место и увидеть своими глазами всю красоту и величие этого Ущелья, и океан с берега, доступного лишь не многим. Но больше я в Маску до океана не полезу! =) Достаточно всего одного раза в жизни, чтобы многое понять и переоценить.

Жальче всего мне было моего мужа Лёшку: это я сейчас сяду, не чувствуя ног, в атомобиль и буду просто отдыхать. А ему-то ещё рулить обратно по этому жуткому “китаестенному” серпантину, на юг острова!

И ноги ему в этом деле ой как нужны... Вынужденных остановок пришлось делать много: ноги у него просто сводило.

Но зато под конец пути природа одарила нас офигенным закатом, когда солнышко выглядывало из-за огромной тучи, озаряя сиянием океан. А впереди где-то под облаками летел скай-сёрфер.

Нет ничего невозможного в этой жизни, есть только неправильные цели и приоритеты.

P.S. Выводы, рекомендации и работа над ошибками:

Начало спуска 10:12 по местноу времени. К 13 часам мы дошли до океана.  Пол часа на стоянку. В 13:30 мы двинулись обратно и дошли до верха к 17 часам. Успели засветло, хотя выдвигаться в начальной точке стоило бы на пару часов пораньше - меньше солнцепёка на обратном пути. Время спуска-подъёма среднего неподготовленного человека (включая все привалы) составляет 7 часов.

Одежда должна быть практичной и лёгкой. Штаны должны быть длинными, но лёгкими - придётся много в буквальном смысле ползать. Плечи у футболки должны быть закрытыми. Так же следует взять какую-нибудь лёгкую кофту с длинным рукавом, чтобы можно было в крайнем случае защититься от солнца (это был август месяц - в другие месяцы, думается мне, стоит скорректировать теплопроводность одежды).

Кепки или панамы должны быть у каждого! Обязательно!

Обувь должна быть удобной, и желательно - специальной, предназначенной для горных походов. Она не должна скользить по валунам или песчаной насыпи. Некоторые туристы шли со смешными палками, похожими на лыжные - наверное, в этом есть некое рациональное зерно.

Вода... Если вы собираетесь идти туда-обратно, а не уплывать оттуда на катере, то нужно взять МИНИМУМ по 2 литра на каждого человека. Хотя я бы подстраховалась ещё полу-литром воды, чтобы можно было, если что, промыть рану.

Еда. Не хочется там есть, не смотря ни на что. Но пара яблок, слив или ещё каких-нибудь не тяжёлых и сочных фруктов точно не помешает. С другой стороны, на тот случай, если вы вдруг захотите (ну или так получится) пробыть в ущелье чуть подольше, то о рационе надо будет подумать заранее.

Крем от солнца просто необходим! 50+, не меньше.

Так же с собой необходимо собрать лекарства - бинт, пластырь, йод, что-нибудь от сердца, и какую-нибудь мазь, помогающую при порезах, ушибах, вывихах. Так же что-нибудь от ожогов.

Пока мы продирались через заросли тростника, мне почему-то очень хотелось иметь с собой нож... Не перочинный, а такой, нормальный, с которым можно продираться сквозь заросли.

Фонарик, спички - это может понадобится, если вы вдруг заблудитесь, а на ущелье будет неумолимо надвигаться ночь.

Телефон должен быть заряжен. GPS в ущелье берёт мало где, но связь вроде работает.

Фотоаппарат надо брать с собой только маленький (мыльницу), предусмотрев для него место в вашем рюкзаке (недалеко от воды и лекарств). Хотя, если вы не собираетесь идти далеко, то можно и большой. Тогда вам и столько воды не понадобится.

КАТЕР! Оптимальный маршрут должен выглядеть так: вас на такси отвозят в Маску, там вы ПОКУПАЕТЕ БИЛЕТ на катер в сувенирной лавке, спускаетесь в ущелье и доходите до океана. А потом уплываете на катере до Лос Гигантоса! Ну а оттуда на такси до отеля - такой маршрут не будет утомителен, и действительно принесёт только радость и море положительных впечатлений.

Просмотреть Maska на карте большего размера